суббота, 26 октября 2013 г.

Искусство живописи.

От учителя ученику...

Лекция №4. Одухотворённость форм.

Рисуют не руками, а головой.
                                             Микеланджело Буонарроти  

Выразить мысль красками - это творческий процесс. Здесь происходит слияние технологии с чувствами художника. И любая технология, будь то работа акварелью или маслом, темперой или гуашью требует разработки цветовых отношений.


Понятие "красивое письмо" меняется с течением времени. Особенно это касается работы маслом. Однако, что первостепенно важно в любой работе и в любой технике, так это многообразие форм, и понятие того, что заключено в эту (эти) формы. Любые предметы, любая живая и неживая природа - это форма или сочетание простых форм. Куб, шар, конус, цилиндр... Невозможно говорить о живописи, игнорируя рисунок. Самые известные в мире художники были великолепными рисовальщиками. Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Гольбейн, Рембрандт, Дега, Доре, Врубель, Репин, Брюллов, А. Иванов, Кипренский, Пикассо...
Но, все формы переменчивы, динамичны, текучи, непостоянны и рассматриваются с разных точек зрения по-разному. И как же важно, уловить момент, чтобы изобразить то, что попало в поле зрения. Ведь никакие краски на смогут передать свойства предмета, пропорции, объём, материальность без способов, приёмов, средств построения форм.

И вот на плоскости, которая перед художником, появляется конструкция предмета. Она появляется на стыке высоты и ширины изобразительной плоскости. Это те два измерения, которые эта плоскость имеет. Но, художник должен изобразить и третье измерение. Чтобы этого добиться, ему надо научиться пространственно мыслить. На помощь придёт перспектива. Именно она поможет нашему зрению и мышлению увидеть предметы в глубинном расположении. Перегружать плоскость линиями не стоит. Самое главное, изобразить суть. Конечно, недостаточно только линейного контура (абриса), необходимо уточнение пропорций и форм предметов. Т.к. не сразу удастся выявить цветоформу кистью. Это придёт лишь с опытом.

Цветоведение, очень молодая наука, которая изучает факты цветовых явлений, описывает причины и научно их объясняет. Зрительную информацию человек получает при помощи самой сложной из органов чувств, зрения. Основная масса людей способна хорошо различать цвета. Конечно, особенности зрения у всех людей различны. Фокус нормального глаза лежит на сетчатке глаза. Но, есть и такие, у которых фокус глаза лежит перед сетчаткой или за ней. Однако, огромное количество людей с вполне нормальным зрением никак не хочет различать сиреневый и розовый, алый и оранжевый, цвет морской волны и синий и т.д.. Именно не хочет, потому что это не какие-либо медицинские отклонения, не дальтонизм, где речь о красном и зелёном.  Это разговор об оттенках. И если вы хотите заниматься живописью, было бы замечательно разбираться в тонкостях цвета и его восприятия. Потому что живопись отражает действительность косвенно и напрямую. И живописцу необходимо понимать колористическую природу явлений, чтобы грамотно и гармонично подмечать и изображать цветовые различия.

Существует понятие "цветоощущение". Оно сложно и интересно. Прежде всего это две группы свойств и качеств цвета. Тон, светлота, насыщенность относятся к группе "собственные". Это постоянная характеристика предмета (объекта). Собственными цветами занимается физика и психофизика. То чувство, которое возникает при его восприятии, называют "несобственным". Несобственные качества не присущи цветам. Это "свойства", которые мы называем словами: "тёплый", "холодный", "мягкий", жёсткий", "лёгкий", "тяжёлый", "выступающий", "отступающий" и т.д.. Некоторые из этих понятий могут быть разделены на насыщенные и ненасыщенные. Например: серые или любые цвета малой насыщенности называют "ломаными". Тогда как сам спектр "жёстким". По той причине, что цвета в спектре чёткие, режущие глаз. Нетрудно догадаться, какие цвета будут "лёгкими"(светлые), а какие "тяжёлыми"(тёмные). Все эти и другие качества помогают достичь в искусстве особой выразительности и эмоциональности. Огромное количество известных художников использовали в своих работах эмоционально-эстетические свойства. Это означает острое чувство цвета и его сознательное использование. Цветовым ощущениям сопутствуют и психические переживания. Это чувства веселья, лёгкости, печали, страха... А также символика цвета.

 




































Начинающий писать ещё неопытен. Он пытается перенести на холст то, что видит. Но часто нет единого целого.
Надо пытаться видеть всё сразу, всё одновременно. Глаз надо воспитывать и развивать. Чтобы с точностью положить на холст мгновение, необходима способность к широкому зрению. И тогда кто-то обязательно воскликнет словами величайшего колориста Константина Коровина: "Ах, какой глаз!"


Статья подготовлена автором публикации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий