понедельник, 7 октября 2013 г.

Техника рисования цветным карандашом.

Я отношусь к рисованию цветными карандашами также серьёзно, как и к любому другому графическому рисунку. Цветные карандаши предназначены не только для детей, как это принято думать. Да и кто сказал? Что рисунок цветным карандашом не может быть завершённым произведением. Мои советы о свойствах работы сухими цветными карандашами для тех, кто только мечтает начать ими рисовать и для тех, кто начал осваивать виды техник цветного карандаша совсем недавно.
 
1. Бумага. Бумага может быть тонкая, плотная, гладкая, торшон ( с крупными шероховатостями ), "яичная скорлупа" ( с мелкими шероховатостями). Сейчас огромный выбор. Самое главное, это понимание того, какая именно бумага нужна вам. Ведь многое зависит от того, как лично вы рисуете. Если вы только начинаете увлекаться рисунком цветными карандашами, дорогая бумага вам пока не нужна. Возможно, вы приобретёте блокнот или совсем небольшую папку с бумагой. А потом, как дело пойдёт. Но хочу сразу сказать. Что да, многое в данном виде рисования зависит от бумаги. Не только от самой техники рисования. Лично я люблю крупнозернистую бумагу для акварели. Никаких советов по поводу конкретных названий бумаги. Т.к. это только личные предпочтения. Личные пробы и ошибки нужны для того, чтобы в конечном итоге правильно выбрать "свою" бумагу. Но писчая бумага вам точно не подойдёт. В данном случае бумагу для записей вам следует игнорировать.
 
2. Карандаши. Не путайте акварельные карандаши с обычными цветными карандашами. Мой разговор о работе "сухими" карандашами. Карандаши имеют категории или так называемые "линии". Их цена и качество различны и зависят от назначения. Это карандаши для детей, для начинающих художников, для профессионалов. Для начала лучше купить набор из 24 цветов. Но можно приобрести и набор из 12 цветов. Это особенно хорошо, если вы хотите приобрести способности наложения одних оттенков на другие. И чем меньше будет карандашей, тем сильнее навык!  И не верьте, тусклых карандашей не бывает. Используйте в своей работе массу наложений штрихов и любой цвет в вашей работе заиграет! Путём наложения даже 2-3 -х цветов можно достичь сложной передачи цвета. 
Конечно, начинать работу с набора из 50 карандашей и более кажется лёгким способом добиться совершенства в данном процессе. Но этот лёгкий путь может "заблокировать" ваш взгляд на мир. Вы должны сами научиться видеть цвет и создавать его из тонов и полутонов!
 
Я могу сказать, что почти все карандаши одинаково хороши. Важнее, просто научиться ими правильно рисовать. Грифель цветного карандаша состоит из смеси графита с белой глиной, красителем или пигментом. В зависимости от количества глины в графите карандаш может быть твёрже или мягче. Буквы на карандашах вам помогут в этом разобраться. Очень важно, чтобы графит был прочным и эластичным. Многое также зависит от степени нажима. Где-то как по-маслу, а где-то требуется твёрдая рука. Я предпочитаю твёрдый грифель. И как пример, несколько моих рисунков.
 
Почти у всех карандашей круглое сечение. И нужна заточка. Но несмотря на отходы от этого процесса, я не люблю механические карандаши.
 
3. Штрих. Нанесение штрихов потребует длительного времени. Ведь их наложение постепенно и порой очень кропотливо. Требуется усидчивость. Т.к. это не "почеркушка" и не эскиз на скорую руку.
Не превышайте силу нажима на карандаш, если грифель мягкий. Глубину тона формируйте и увеличивайте поэтапно. Постепенно вы сможете выбрать оптимальный вариант угла наклона стержня, от плоского до острого.
Штриховка бывает: в одном направлении, поверх первоначального тона, перекрёстная под прямым углом, диагональная. Никогда не следует использовать более 2-3 слоёв штриховки. Это "утяжеляет" работу и загрязняет. Слои наносимого пигмента имеют предел! Если пигмент рассыпался на бумагу, что тоже бывает, сдуйте пыль, не касаясь бумаги руками. Ни в коем случае пигмент не должен остаться на работе. Кусочки пигмента станут мерцать и искажать общее впечатление от работы.
Иногда достичь богатства фактуры, изящества в работе помогает использование в одной работе разных штриховок одновременно. Так достигается сложность. Используйте весь диапазон нажима карандаша. Но не "полируйте" поверхность бумаги огромным количеством штрихов на одном месте. Ваша работа НЕ должна блестеть ни в коем случае. Про "полировку" не забывайте и при самой штриховке. Ваша рука должна "висеть" в воздухе, над бумагой. Рука НЕ должна касаться бумаги или скользить по ней.
 
Запомните! Плавное смешение цвета в штриховке помогает формированию цельной композиции, единого колорита в работе. Постепенно вы научитесь строго выстраивать цвет в работе, смягчая или уплотняя красочные слои. НЕ забывайте о том, что рисунок цветными карандашами должен быть прозрачным, независимо от наложения нескольких тонов.
 
4. Ластик. Запрещено! Конечно, вы можете использовать ластик для небольшой корректировки. Но лучше НЕ привыкать к этому. Это плохая привычка. Поэтому ластик лучше не иметь при себе. Начинайте рисовать без особых нажимов и тогда в случае ошибки вы сможете исправить неточность другим слоем или другим тоном штриха. 
 
Работа, где используется ластик считается непрофессиональной. Стремитесь к совершенству!
 
Ну, а если всё-таки вы зачернили, запачкали работу...) Попробуйте такое. Раскрошите немного хлебных крошек на ваш испорченный участок работы, и слегка касаясь их, покатайте по поверхности бумаги. Крошки загрязнятся, вобрав в себя красящий пигмент. Стряхните их с работы или сдуйте, не касаясь. При необходимости повторите.
 
5. Порядок. Если вам сложно сразу начать работу цветными карандашами, сделайте небольшой, лёгкий, почти прозрачный рисунок простым карандашом. В своей работе я никогда не использую такое начало. Будьте смелее, начинайте работу в цвете. )
 
Так же, как и в живописи, я советую начинать работу в цвете с нескольких фрагментов, над которыми процесс штриховки идёт постепенно. НЕ следует начинать и заканчивать сразу один определённый участок. Вся ваша работа - это какая-то композиция. И все элементы или предметы в этой композиции влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом, оттеняют друг друга. Ваша композиция - это единое целое. Поэтому и работать нужно одновременно по всей плоскости вашей работы. Постепенно вы научитесь видеть объект единым цветовым пятном. Некоторая практика поможет быстро достичь положительных результатов. Работайте от светлого к тёмному, от частного к общему. Работайте одинаковыми цветами по всей композиции. Используйте палитру тонов, комбинируйте спектр оттенков. Не ограничивайте предмет основным и главным цветом. В мире нет ничего одноцветного. Каждый объект имеет массу невероятных оттенков в однородной гамме. Я советую никогда НЕ использовать в живописи чёрный цвет. Тот же совет и для работы цветными карандашами.
 
Светотеневая моделировка  - это самый кропотливый момент, старайтесь оставлять самые светлые участки в композиции почти нетронутыми, чтобы завершить их в конце работы. К белому карандашу лучше всего тоже не привыкать. Используйте его тогда, когда вы заметили, что на белых или светлых участках вы уже "излишне" заштриховали ненужными тонами или затемнили. Не заполняйте пространство наспех. Корректировка, работа над деталями - это последняя стадия в работе. Отложите работу, отдохните.
 
6. Процесс. Не забывайте время от времени уводить взгляд от работы или отклоняться назад от рисунка, если вы сидите. Если вы работаете стоя, отходите подальше от работы на 1-2 метра, чтобы увидеть весь рисунок сразу. Это нужно для того, чтобы достичь единого колорита в работе. Угол зрения должен меняться время от времени обязательно. Так вы сможете заметить свои ошибки. Давайте отдыхать руке, чтобы та не затекала.
 
 
Удачных и радостных моментов на пути к дружбе с цветными карандашами!
 
 
1. Красные цветы. Итальянская серия. Бумага, цв. кар., 2010г..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Молодая мама. Флорида. Бумага, цв. кар., 2009г.. В частной коллекции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Окошко в Сиене. Итальянская серия. Бумага, цв. кар., 2010г..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Айва. Бумага, цв. кар., 2010г.. Незакончено.
 




 


 
 Статья подготовлена автором. В публикации использованы авторские работы.
 
 
 
 

2 комментария: