воскресенье, 13 октября 2013 г.

ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ.

От учителя ученику...


Лекция №2. Единство формы и цвета. 
"Не умеющий рисовать не будет писать как следует."      
                                                                  Чистяков П.П.  

К словам Чистякова следует прислушаться! Чистяков Павел Петрович - мастер живописи, педагог очень многих великих русских живописцев.

Контурный, линейный абрис с последующим выявлением цветоформы позволителен тем, кто владеет умениями или имеет некий опыт. Как правило, краски не помогают передать пропорции, объём, пространство, материальность, если автор работы совершенно не знаком с рисунком. Авторы таких работ считают, что смогут всех удивить своим чувством цвета. Но, как правило, остаётся только сожаление от таких просмотров... Даже тогда, когда художник хорошо знаком с композицией и рисунком, он постоянно уточняет пропорции и форму предметов. Форма и цвет должны находиться в постоянном единстве!


А что, если вами трудно понимается цвет? Тогда необходимо какое-то время заниматься колоритом, изучать цветоведение. Но, конечно, больше практики. Писать и писать! Этюды с натуры, постановки. Писать вначале крупными цветовыми пятнами и не детализировать. Писать заливками. В таких работах не обязательно приходить к "завершённости". Это пробы цвета, знакомство с колоритом. Пока надо научиться брать правильно цвет. А также можно понять, что любой цвет, любое пятно с которым вы работаете, которое вы уже написали, оно важно и случайность здесь исключена.

Почему в живописи важна роль рисунка и композиции здесь? Если вы не знакомы с рисунком, то в вашей живописной работе всё это несомненно скажется. Представьте, что вашу работу зафиксировал объектив на чёрно-белую плёнку. И там не осталось ничего! Где тот объём, который вы, казалось бы старательно лепили цветом, где вся перспектива? Ведь в цвете всё это было! Но проблема в том, что если автор не знаком с рисунком, он не знаком со светом, тенью, бликами... Он не понимает анатомию, законы равновесия и движения. Нет построения, нет глубины, нет пластики.
Всё это вытекает одно из другого. Можно спорить сколько угодно. Но, если отсутствует "лепка формы рисунком", то "комплекс" рисунка обязательно даст о себе знать и в работе цветом. Однако не забывайте, что не всё, что попадает в поле зрения, заслуживает изображения!

Очень часто начинающие художники любят изображать людей. Своих близких и знакомых. А также "слепо" копировать звёзд с репродукций, фотографий. Конечно, обывателю всё это нравится. И начинаются хвалебные речи. Очень хорошо, если ваши близкие верят в ваше художественное призвание. Но ненужная похвала, которая совсем не к месту, уничтожает будущего художника. Обычно в таких работах доскональное изображение деталей. Нет объёма, веса, формы, нет пластики. Но зато вырисованы ресницы, брови, ноздри есть, но нос "парит" в воздухе, есть уши, но они где-то не там растут... В таких работах нет грамматики рисунка! Начинающему нужна сила воли, самокритичность, требовательность к себе, чтобы не реагировать на лесть, а начать видеть правильно, обучиться грамматике рисунка. Ну, конечно, только в том случае, если он хочет всё-таки стать настоящим художником! И он может пренебречь специальным образованием, если имеет возможность постижения искусства рисунка в мастерской настоящего художника. )

Чтобы создать содержательный, выразительный образ, необходимы изобразительные средства: рисунок, композиция, живопись. Сказать всё, что вы хотите, в одной работе недостаточно. Выразить свою основную мысль вам помогут отбор и обобщение. Вы должны стараться доказать, что изображаемое вами, заслуживает внимания, что оно прекрасно. Доказать это вам помогут построение, перспектива, отношения, контрасты  цвета и тона. Но не ставьте себя в рамки. Для живописи нужна свобода!


Сезанн. Натюрморт с яблоками. Ок. 1880. Фрагмент. Музей Оранжери, Париж.
 

























Цвет и объём! Прочтите про это в биографии П. Сезанна. Пабло Пикассо считал Сезанна
своим единственным учителем.


Со следующей лекции начинаем говорить о цвете.

Статья подготовлена автором публикации.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий